Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Каково настоящее значение и смысл понятия форум

24 июня 2016
1 789
Каково настоящее значение и смысл понятия форум
 
Форум внешний и форум внутренний (Forum externum и Forum internum) - понятия исторически церковные, из области религии
 
Под внешним форумом в западно-католической литературе разумеется суд церкви, производимый по преступлениям формально, т. е. облекаемый в процессуальные формы, под внутренним — внутренний суд совести, то отождествляемый с судом на исповеди, то понимаемый в более широком смысле. Если, например, два лица, вступившие в брак при существовании между ними близкого родства, неизвестного посторонним, просят епископа о диспенсации и если таковая дается, то она называется dispensatio pro foro in t erno, хотя тут дело идет не об исповеди и не о сакраментальном разрешении от грехов. Параллелизм Ф. внешнего и Ф. внутреннего исторически объясняется древнецерковной дисциплиной, которая требовала открытой исповеди в тяжких грехах и связывала с последней прохождение открытого покаяния как необходимое условие для разрешения от содеянного греха. Позднее открытая исповедь грехов перестала практиковаться, и открытый суд стал отрешаться от сакраментального характера; но на Западе сделался обычным параллелизм открытого покаяния за явные грехи и тайного покаяния за тайно исповеданные грехи: и тому, и другому усвоялась одна и та же цель — удовлетворение оскорбленной грехом правде Божией. На Востоке также существовал взгляд на исповедь как на Ф., суд, но здесь это зависело не от параллелизма тайного и публичного покаяния (последнее весьма рано вышло из употребления), а от переноса, особенно Вальсамоном, на исповедь тех канонов, которые были рассчитаны на публичное покаяние. См. Н. Суворов, "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов" (1884); его же, "К вопросу о тайной исповеди и духовниках в восточной церкви". 
 
Форум же римский (forum) — четырехугольное, ограниченное со всех сторон удлиненное пространство, преимущественно площадь или рынок, в городе или вне его, как самостоятельный рыночный центр ряда окрестных населенных мест. Такие fora — торговые центральные пункты — и conciliabula — административные центральные пункты — способствовали превращению не имевших городской организации местностей в комплекс городских единиц. Как городская площадь, forum составляет необходимую составную часть каждого италийского города, соответствуя άγορά греческих городов. Число площадей города не ограничено, и все они носят имя forum, но в каждом городе имеется forum κατ έςοχήν — главное средоточие политической, административной и торговой жизни города, от которой остальные Ф. отличаются разными эпитетами, указывающими на специальное назначение или отличительный признак площади.
 
Римский форум лежал в долине между двумя наиболее важными в первоначальной истории Рима холмами, Палатином и Квириналом, простираясь в виде удлиненного прямоугольника с С.З. на Ю.В. На С.З. его замыкает крутой склон Капитолийского холма, на Ю.В. он естественной границы не имеет, расширяясь у подножия Квиринала и Палатина до небольшого холма Велии. Границей его с этой стороны была не Велия, а лежавший перед ней в низине священный участок богини Весты. На С. к Ф. прилегала другая площадь, представлявшая из себя квадрат, занимавший часть склона Квиринала — так наз. комиций (comitium). К ней с З. на склонах Капитолия примыкал священный участок Волкана (Volcanal). Долина Ф. в древнейшие времена была болотистой низиной, по которой протекала небольшая речка, впадавшая в Тибр; первое время эта низина должна была скорее препятствовать, чем способствовать общению двух населенных пунктов позднейшей территории Рима — квиринальского и палатинского поселений. 
 
Центром города Ф. делается только с того времени, когда обе общины объединяются в одну, с общим религиозным центром на Капитолии, политическим на комиции и торговым на Ф. Но и до этого объединения Ф., вероятно, был местом, на котором происходил обмен между соседними общинами. Древнейшая история Ф. нам неизвестна. Правда, анналы рассказывают нам стройную на первый взгляд и последовательную историю возникновения позднее существовавших на Ф. зданий, но эта кажущаяся стройность и последовательность разрушается при первом же сличении между собой отдельных версий предания. Целый ряд внешних и внутренних критериев позволяет видеть в этой традиционной истории Ф. такую же искусственную конструкцию, какой представляется древнейшая политическая и внутренняя история Рима. Все же и в таком предании отражаются существовавшие в последний период республики воззрения, основанные частью на утерянных нами данных, отвергать которые в их главных чертах мы не имеем права. Общая схема развития Ф. воспроизведена ими по всей вероятности правильно, и только приурочения к личностям и датам фантастичны и легендарны. К древнейшим зданиям или памятникам Ф. предание относит святилище Волкана в западном углу Ф., храм Януса на сев. его стороне, lacus Curtius (бассейн Курция) на area Ф. приблизительно в его центре, храмик Венеры Cloacina на северной стороне Ф. и древнейшие здания священного участка Весты на восточном конце площади — круглый храмик Весты и связанное с ним жилище царя (регию). 
 
Царям от Тулла Гостилия до Тарквиния Гордого приписывают старые здания, украшавшие комиций, — место собраний сената в глубине комиция, трибуну, с которой вели речь к народу, на противоположной его стороне и рядом с ней так наз. graecostasis — место, где ждали доступа к властям иностранные послы. К комицию с З. примыкала тюрьма. Царям приписывается построение на Ф. величайшей клоаки, канализовавшей реку и отводившей ее воду в Тибр. Одновременно Ф. окружен был портиками, и длинные стороны его застроены лавками, верхние этажи которых служили местами, с которых население города Рима смотрело на игры, происходившие на Ф. Северный ряд лавок носил имя tabernae novae, южный — veteres. В эпоху республики, по преданию, возникают храмы Сатурна и Кастора или Касторов на южной стороне — оба до начала IV в.; в IV в. — храм Конкордии, по соседству с Волканалом; тогда же трибуна комиция украшается носами кораблей и получает имя rostra.
 
Такова традиционная история памятников Ф. Несомненно, что все перечисленные здания принадлежат к древнейшим памятникам форума и возникают до того времени, когда начинается историческое, а не конструированное предание. Определение того, какие из перечисленных зданий древнее, какие — новее, совершенно немыслимо, тем более, что в старом виде сохранились только части темницы да, может быть, части cloaca maxima. Те же имена носили совершенно перестроенные храмы Весты, Конкордии, Сатурна, Касторов и соседняя храму Весты регия, некоторые части которой, существующие и теперь, несомненно республиканского, но хронологически ближе неопределимого происхождения. Наоборот, несомненно древние разрытые в новейшее время памятники у южной границы комиция (5, на плане I) не поддаются идентификации с засвидетельствованными литературой памятниками Ф.
 
Достоверная история Ф. начинается со II в. до Р. Хр. В 184 г. до Р. Хр. Порций Катон для нужд, главным образом, судопроизводства воздвигает рядом с курией, на западной стороне комиция, крытую галерею — Порциеву базилику. В 179 г. возникает среди новых лавок базилика Фульвиева и Эмилиева, в 169 г. — почти против нее, за tabernae veteres, Семпрониева. В 121 г. выстраивается еще одна базилика — Опимиева — между храмом Конкордии и темницей. В то же время то место, где древнейшая римская улица Via sacra вступала на Ф., украшается первой в Риме триумфальной аркой — аркой Фабия. Около нее до 54 г. возник так наз. puteal Scribonis — род алтаря на месте, пораженном молнией. Все эти здания, за исключением арки Фабия, от которой, может быть, сохранилось несколько архитектурных фрагментов, исчезли бесследно, вытесненные по большей части грандиозными постройками Цезаря и Августа. Тем видом, в котором существовал Ф. в императорское время и в котором мы можем представить его себе на основании более или менее точных данных, Ф. обязан главным образом Цезарю и Августу. 
 
Совершенно иным стал, прежде всего, комиций. Курия с прилегающими к ней secretarium senatus и chalcidicum или atrium Minervae была перенесена ближе к Ф. и координирована с возникшим сзади нее Ф. Цезаря. Ростры были перенесены на Ф. почти к подножию перестроенного от оснований храма Конкордии. Длинные стороны Ф. заняли колоссальные сооружения Цезаря и Августа, южную сторону — колоссальный крытый портик (basilica Julia), северную — basilica Aemilia. По обе стороны Юлиевой базилики вновь выстроены были на старых местах храмы Сатурна и Кастора. Монументальным заключением Ф. с сев.-вост. стороны сделался при Августе храм Юлия, украшенный трибуной с корабельными носами (rostra). Между храмами Кастора и Цезаря возникла монументальная арка, и таким образом совершенно отгорожено было от Ф. прежнее его заключение — здания священного участка Весты. 
 
В том виде, какой дан был форуму Августом, он оставался до последних времен Римской империи. Присоединилось, правда, несколько сооружений, но они только портили ансамбль, не меняя его основных черт. При Флавиях возник между храмом Конкордии и склоном Капитолия храм Веспасиана, закрывший строгий фасад римского архива — табулария. Не менее неудачна была постройка храмика Фаустины, втиснутого между храмом Веспасиана и храмом Конкордии. Остававшийся свободным угол между храмом Веспасиана и склоном Капитолия был заполнен портиком, посвященным двенадцати богам. За храмом Юлия на сев. стороне Ф. в 141 г. по Р. Хр. возник храм Фаустины и Антонина. Наконец в 203 г. тяжелая арка Севера загромоздила собой свободное место между рострами и курией (возможно, впрочем, что ей должна была уступить свое место более старая арка Августовского времени). С этого времени новых зданий на Ф. не возникает; жизнь переходит отсюда уже в I в. на Марсово поле и на соседние императорские Ф. 
 
С падением Рима старые здания Ф. начинают разрушаться; поддерживаются только те, в которых приютились христианские церкви — S.-Adriano (curia), S.-Maria in Miranda (храм Антонина), S.-Maria antiqua, над которой выросла впоследствии недавно сломанная S.-Maria Liberatrice, церковь в базилике Юлиевой и др. С XI в. Ф. окончательно разрушается; на нем возникают укрепления Франджипани, разрушенные в XIII в. После этого Ф. зарастает травой и покрывается садами. С XIV в. здесь добываются ценные сорта камней для папских построек, а менее ценные мраморы пережигаются в известь. В XV и XVI в. ряд актов разрешает предпринимателям систематическое пользование Ф. для добывания камней. Лучшие художники того времени пользуются мраморами Ф. для своих работ. Только Рафаэль и Лигорио возвышали голоса против этого систематического разрушения. 
 
Из пап только Пий II и Лев Χ не проводили его последовательно. В 1536 г. были снесены для торжественного въезда Карла V-го многие средневековые здания, загромождавшие Ф., что несколько затруднило деятельность разрушителей, увеличив слой, покрывавший здания Ф.; еще более увеличился этот слой благодаря распоряжению Сикста V-го свозить на Ф. мусор с колоссальных построек этого Папы. Ф. в это время представлял из себя заросший пустырь, на котором помещался скотный рынок. Только более чем наполовину спрятанные в земле колонны храмов Кастора, Сатурна и Веспасиана, верхушка колонны Фоки да верхи арок Тита и Севера, между которыми шла роскошная аллея вязов, указывали, что здесь когда-то было средоточие жизни древнего Рима. Научные раскопки начались только в конце XVIII в., хотя и раньше результаты раскопок утилизировались многочисленными учеными и художниками, имевшими живой интерес к древности. Особенно усердно велись они Пием VII и, во время хозяйничанья в Риме французов (с 1809 по 1813 г.), префектом Тибра Tournon. 
 
Результатом было разрытие почти всей западной стороны Ф., главным образом храмов Сатурна и Веспасиана; немало сделано было и для храма Кастора и арки Тита, которая была освобождена от прилепленных к ней строений. По возвращении Пия VII работы продолжались с прежней энергией. В 1827 г. заведовали раскопками Fea и известный археолог Nibby, ведя их преимущественно около храма Конкордии и на месте Юлиевой базилики. Прекратившиеся в 1835 г. работы возобновились в сороковых годах и продолжались до 1854 г., затем возобновились только в 1870 г. Работы долго носили случайный и несистематический характер: копали понемногу всюду. Систематически пошли раскопки только с 1870 г., сначала под руководством Rosa, затем Fiorelli, при котором и была закончена очистка Ф., за исключением сев. стороны. Вглубь копали, однако, только до новейшей средневековой мостовой; многое реставрировалось без достаточной осмотрительности, наблюдения велись недостаточно умело. 
 
Все же результатом этих раскопок было окончательное установление основных фактов топографии Ф. благодаря совместным усилиям итальянских и немецких ученых. С 1884 г. работы вновь прекратились, но интерес к Ф. все возрастал; назревали новые вопросы, главным образом по топографии республиканского Ф. и Ф. времен первых императоров, которые можно было разрешить только путем более глубоких раскопок и более точных наблюдений. От времени до времени частичные раскопки производились, главн. образ., немецкими учеными (Hülsen на месте регии, Рихтер у ростр, храма Цезаря и храма Кастора, там же Degering), и блестящие результаты этих работ показали, как много еще осталось недоделанного на разрытой части Ф. 
 
Возвращение на пост министра народного просвещения Гвидо Баччелли открыло глаза и итальянскому правительству на необходимость продолжения работ. Они возобновились в 1898 г., под талантливым руководством инженера Бони, и дали немедленно блестящие результаты. Работы ведутся и теперь почти во всех концах Ф., но главным образом на не разрытой еще вполне сев. стороне, между храмом Кастора и участком Весты с одной стороны, Палатином с другой, на месте древней регии, на границе комиция, у курии, около храма Сатурна и базилики Юлиевой. Каждый день приносит новые открытия.
Сохранившиеся памятники. Из сохранившегося на Ф. всего древнее два памятника под так назыв. lapis niger (5 на плане I) — квадратный постамент, на котором с двух сторон лежат прямоугольные базы и треугольная трехступенчатая платформа (еще не вполне разрытая); на одном из углов ее стоит усеченный конус желтоватого туфа. 
 
В ступени платформы вставлен четырехугольный ципп, покрытый надписью, идущей не поперек сторон, а вдоль. Надпись до сих пор не разобрана, как ввиду того, что ципп более чем наполовину обломан, так и потому, что ее архаический латинский текст, древнейший из имеющихся у нас, не находит себе почти аналогий в других памятниках. Значение построек также не вполне ясно. Наиболее вероятно объяснение Энмана ("Журнал Министерства народного просвещения", 1901), считающего их группой открытых святилищ древнейшей формы; форма их аналогична целому ряду греческих древних святилищ. Ни о размерах комиция, ни о распределении зданий на нем мы ничего точного сказать не можем. Из древних зданий, связанных с ним, сохранилась только темница (carcer), выстроенная над древним колодцем и имеющая форму неправильной трапеции. Из ее комнат доступна только одна, где нашла себе место церковь св. Петра in carcere. В XVI в. над ней выстроена была церковь S.-Giuseppe dei Falegnami.
 
Рядом с темницей находятся на северной стороне Ф. церкви S.-Martino и S.-Adriano. Вторая есть несомненно новейшая курия императорского времени; первая выстроена отчасти на фундаментах Secretarium Senatus. Между той и другой находился портик (где теперь Via Bonnella), сзади курии — другой портик с апсидой, так называемые Chalcidicum или atrium Minervae. Курия республиканская, так назыв. Гостилиева, была перестроена Суллой в 80 г. В 52 г. Суллова курия сгорела и восстановлена была окончательно только после смерти Цезаря (в 42 г.), под именем curia Julia. Эта новая курия была перестроена Домицианом и затем Диоклетианом. Судя по всему, нынешняя курия и есть новая curia Julia. В каком отношении она находилась к древнейшим постройкам — определить пока немыслимо. Узкую сторону Ф. у подножия Капитолия занимают руины трех зданий — храмов Конкордии и Веспасиана и портика 12 богов; между первым и вторым небольшая эдикула Фаустины.
От храма Конкордии сохранились только фундаменты. Храм отличается оригинальным расположением: широкая целла и перед ней наполовину более узкий пронаос. От храма Веспасиана сохранились, кроме фундамента, база статуи в целле и три коринфские колонны с антаблементом и частью строительной надписи; есть старая полная копия ее, свидетельствующая о перестройке храма Севером. Porticus deorum consentium, под которым находятся 7 темных комнат, в его субструкциях найден был (в 1834 г.) сравнительно хорошо сохранившимся и недавно восстановлен. Против курии, на южной стороне Ф., находятся руины (фундамент и 8 ионических колонн пронаоса) храма Сатурна, в подвалах которого хранилась государственная казна. Узкая лестница обусловлена улицами, идущими у подножия храма. Перед храмом Сатурна недурно сохранившиеся остатки трибуны, украшенной корабельными носами, — ростр. 
 
Каково настоящее значение и смысл понятия форум
 
Недалеко от них, близ черного камня, часть балюстрады этих ростр. — два рельефа, изображающие торжественное жертвоприношение и два акта императора Траяна. Сзади ростр. находились субструкции area Concordiae. После постройки Северовой арки эти субструкции были переделаны в полукруглую нишу, на концах которой стояли miliarium aureum Августа и Константинов umbilicus Romae. Открытые Бони остатки за рострами (3 на плане I) вряд ли можно считать остатками предполагаемой Бони Цезаревой трибуны, перенесенной на теперешнее место только Домицианом. Между рострами и базиликой Юлиевой открыты во время последних раскопок фундаменты элегантной арки Тиберия. По другую сторону ростр стоит массивная и тяжелая тройная арка Севера, рельефы которой изображают воинские подвиги Севера и его сыновей. 
 
Длинные стороны Ф. занимают почти целиком колоссальные фундаменты двух августовских базилик — Юлиевой на южной и Эмилиевой на северной стороне. От Юлиева колоссального крытого портика сохранились только фундамент и несколько пилонов в зап. углу, где в средние века находилась церковь S.-Maria de foro. Остатки архитектурных частей Эмилиевой базилики и часть фундамента найдены во время последних раскопок. Оказалось, что от улицы, шедшей у подножия базилики, несколько ступеней ведут к мраморному тротуару перед базиликой, а оттуда три ступени — в портик, несомый 16 пилонами; сзади портик заключен туфовой стеной. От пилонов к стене идут поперечные стены, образуя ряд лавок. За стеной находится собственно базилика, с мраморным павиментом в три нефа и два этажа. Базилика в III и V вв. была перестроена; на восточном конце пристроено отдельное здание. В самой базилике пилоны заменены были колоннами. 
 
На ступенях базилики приютился небольшой круглый храмик Venus Cloacuia (8 на пл. I), в которой народ видел покровительницу римских клоак. Рядом с Юлиевой базиликой фронтом к area Ф. находятся фундаменты храма Кастора с тремя уцелевшими колоннами бокового портика. Между храмом Кастора и домом Весталок раскопки последних лет обнаружили ряд зданий и святилищ. Ближе к храму помещались бюро императорской администрации, между прочим, часть управления водопроводами, далее комплекс памятников, посвященных нимфе Ютурне, — прежде всего (10 на плане I) бассейн Ютурны с целебной, согласно древним, ключевою водой; против бассейна святилище Эскулапа и других богов, по большей части целителей; далее к югу (11 на плане I) сохранилась эдикула с посвятительной надписью, алтарь с изображением Турна и Ютурны (?) и puteal над колодцем, куда поступала вода из бассейна; на нем посвятительная надпись. Комплекс зданий, связанных с культом Весты, отгорожен был от Ф. храмом Цезаря и тройной пристроенной к нему аркой Августа, от которой сохранились фундаменты. 
 
К участку Весты принадлежал круглый ее храмик, в котором горел священный огонь и хранился Палладий. В фундаменте храма новейшие раскопки установили квадратный колодезь — вероятно, tavisa, где хранились священные предметы. Рядом с храмом стояла регия — присутственное место великого понтифика, от которой сохранились только фундаменты. Фундаменты эти имеют очень неправильную форму; часть их относится к зданию республиканского времени. По другую сторону храма стоит хорошо сохранившийся дом Весталок в том виде, в каком он был выстроен Адрианом; перед входом в него маленькая эдикула (12 на плане I). Дом состоит из большого двора, украшенного статуями великих весталок и императоров, приемной залы в глубине двора и ряда комнат в три этажа. Против регии прекрасно сохранившийся храм Антонина и Фаустины. Area Ф. прорезывали в императорское время вдоль две улицы — Via Sacra, y подножия Юлиевой базилики, и Via ad Janum, y Эмилиевой. Часть улиц при соединении Ф. украшена была арками (Janus summus, medius и т. д.). Фундаменты такой арки сохранились на Vicus Jugarius (4 на плане I). 
 
Area Ф. занята была рядом статуй (наиболее характерной для Ф. считалась статуя Марсия или сатира с мехом вина на плечах, у фигового дерева — эмблема свободного гражданства, столь же почитавшаяся, как и волчица с близнецами на комиции) и почетных памятников, от которых сохранились только почетные колонны позднего времени, между ними колонна, поставленная или, лучше, перепосвященная имп. Фоке. Ф. был средоточием всей — и политической, и религиозной, и торговой, и административной — жизни республиканского Рима. 
 
Здесь собирались комиции, заседал сенат, происходил суд, хранилась казна и архив, находились наиболее почитаемые храмы, наиболее роскошные магазины; здесь производились денежные и финансовые операции, шла оживленная биржевая игра; здесь давались игры всякого рода, кроме скачек, выставлялись редкие произведения природы и искусства; через Φ. проезжали триумфаторы; сюда отцы и знакомые сопровождали новых граждан, только что надевших toga virilis; здесь же знатные покойники получали последнее напутствие от ближайших родных. Ф. видел кровавые схватки плебеев с патрициями, гракханцев с сенатом, слышал речи Аппиев Клавдиев, Гракхов, Друза, Цицерона, Цезаря. С концом республики жизнь на Ф. замирает. Воспоминания прошлого императоры покрывают своими роскошными постройками, увековечивавшими их имена; народ они привлекают и большим простором, и большим великолепием на Марсово поле и на свои новые императорские Ф. Первым возник Ф. Юлия Цезаря, между 54 и 46 годами, сзади комиция, на площади, купленной более чем за 100 милл. сест. Центр его составлял храм Венеры родительницы (Venus Genetrix). Перед храмом стояла статуя Цезаря. От этого Ф. сохранилось только несколько кусков стены (А. на плане II) да зарисованные гуманистами архитектурные фрагменты. 
 
Значительно больше сохранилось от Ф. Августа, превосходившего Цезарев и размерами, и убранством. Центр его составлял храм Марса Мстителя. Area Ф. примыкала непосредственно к боковому фасаду Ф. Цезаря. Неправильная форма участка заставила дать ему вид прямоугольника, расширенного к концу двумя апсидами, между которыми стоял храм. Апсиды отделялись от area Ф. портиками, где стояли бюсты героев прошлого с соответственными надписями — галерея славы. По обе стороны храма выстроены были Тиберием арки Друза и Германика. Ф. служил главным образом судебным целям, но Август перенес сюда и важнейшие акты военной жизни Рима. Отсюда магистраты отправлялись в провинцию, здесь принимались решения о триумфе, здесь молодые знатные люди вступали в число новобранцев. От Ф. сохранились значительные части апсид и храма (С на плане). За базиликой Эмилиевой возник Ф. Веспасиана с храмом Мира как сознательное подражание Ф. Августа. 
 
Закончен он был в 75 г. по Р. Хр. От этого Ф. не сохранилось никаких остатков, но почти целиком уцелел связанный с ним храм Sacrae urbis, к которому в III в. пристроена была ротонда, посвященная Ромулу, сыну Максенция, а потом Константину. Узкая полоса между Ф. Августа и Веспасиана превращена была в Ф. Домицианом. Закончен был этот Ф. Нервою и получил имя проходного (transitorium), так как имел всего около 40 м ширины. Там находились храмы Минервы и Януса. До 1606 г. стояли еще остатки Ф. и храма; теперь видны только две колонны окружного портика (С на плане). Ни один из этих Ф. не может идти в сравнение с Ф. Траяна, законченным в 113 г. Он соединял Августовский Ф. и Марсово поле рядом роскошных построек. Общий план его с его двумя большими апсидами и шестью меньшими напоминает план Ф. Августа в увеличенном и усложненном виде. Входили на Ф. с Ю.В. через триумфальную арку (Н) и попадали на широкую area, центр которой составляла конная статуя Траяна; по бокам и, главным образом, вероятно, в апсидах находился ряд святилищ, трибуналов и бюро. Поперек Ф. шла за свободной area огромная базилика Траяна в 5 нефов; за ней на небольшой площади колонна Траяна, стоящая и поныне, и по бокам две библиотеки (F и E); в глубине стоял окруженный портиками храм Траяна. 
 
Сохранились апсида (О) и разрытая французами средняя часть базилики (О). Кроме перечисленных, в Риме был еще целый ряд торговых площадей — рынков; старейшими из них были Ф. скотный (forum boarium), y Тибра, с храмом и алтарем Геркулеса, и овощной (forum holitarium), рядом со скотным, за воротами Сервиевой стены. Свод всех данных о римских fora и обширную литературу отдельных вопросов см. у О. Richter‘a, "Topographie der Stadt Rom" (2 изд., Мюнхен, 1901, 76—116 и 355—370), и Thedenat, "Le forum Romain et les forums impériaux" (П., 1900, 2 изд.). Последние данные сведены в возобновившихся с 1902 г. "Topographische Jahresberichte" Hülsen‘a (печатаются в "Mittheilungen des d. arch. Inst., Röm. Abth."). Другие Ф. римского времени можно разделить на две категории: площади, возникшие помимо Рима, и те, которые создались или перестроились по римскому образцу. Римскому образцу главным образом подражали и вновь возникавшие города провинций. Характерным примером первого рода площади может служить главная площадь полуосского города Помпеи, второго — превосходно сохранившаяся площадь африканского муниципия Thamugadi (Timgad). 
 
Большой Ф. в Помпеях не был во время своего возникновения религиозным центром осского города; это значение имел древний храм на помпеянском акрополе, так наз. forum triangulare, в южной части города. Большая площадь в его западных кварталах, близ так наз. морских ворот, служила главным образом торговым целям. Ф. Помпеи прожил вместе с городом длинную историю политической свободы, политической зависимости, политического рабства и, наконец, политического равноправия с Римом. Храм Аполлона и базилика (В и С на плане III), древнейшие здания Ф. доримского времени, служат целям культа и торговли свободного города; храм Юпитера, Юноны и Минервы (Н) свидетельствует о римском владычестве; храмы обоготворенных властителей (L и М) о политической равноправности на почве общего бесправия. 
 
Продолговатая прямоугольная area Ф. (А) сплошь вымощена камнем и окружена со всех сторон двухэтажными портиками, частью двойными, частью с верхней галереей, частью без таковой. Портик на главной короткой стороне заменен храмом Юпитера и двумя арками по его сторонам. Портики перестраивались, когда Помпеи были засыпаны; старые, выстроенные до римского владычества, вероятно, были разрушены землетрясением 63 г. Центр площади был свободен; по сторонам у колонн стояли ряды почетных статуй: у самых колонн на длинных сторонах пешие граждане (7), на тех же сторонах несколько более вглубь — конные (6), на огромных базах короткой стороны, противолежащей храму (1—3), — очевидно, статуи императорского дома
 
Статуями императора и его семьи украшена была и большая триумфальная арка слева от храма (J). Ф. не был проезжим и мог быть сплошь загорожен, очевидно, в целях прекращения туда доступа во время спектаклей. Здания, окружающие Ф., частью религиозного, частью общественного, частью торгового назначения; частных зданий около него нет. Доминирует храм Юпитера, Юноны и Минервы — Капитолий (Н). Его фронт напоминает фронты храмов Цезаря и Кастора в Риме: это отвесная терраса с боковыми входами, на террасе алтарь. Несомненно, что терраса храма была тем местом, с которого говорили с народом. 
 
Храм выстроен был или немедленно перед завоеванием Суллы, или немедленно после него; сохранился сравнительно хорошо вплоть до баз культовых статуй. На западной стороне Ф. имеются две небольшие комнаты (F и F), открывающиеся на улицу, — может быть, городская казна; далее помещение Ε — общественные удобства, портик D, назначенный, вероятно, для торговых целей, и большой храм Аполлона (С), в нише стены которого стояли и стоят общественные меры города. Храм Аполлона принадлежит очень древнему времени, на что указывает уклонение его от оси Ф.; после землетрясения 63 года он был совершенно переделан. Войти в храм можно было и с Ф., и с улицы, на которую он выходил своей короткой стороной. Весь храм окружен двухэтажными портиками; перед ними алтарь и солнечные часы на колонке; внутри еще стоит база статуи божества. Во дворе храма 6 постаментов разных богов, статуи которых находятся в музее в Неаполе: Венера и Гермафродит, Аполлон и Артемида, Гермес и Мая (последняя не найдена). 
 
Остальную часть западной стороны занимает фронт базилики (В), выстроенной во всяком случае до 78 г. до Р. Хр.: это — продолговатое крытое здание в три нефа, с портиками. В глубине базилики трибунал; перед входом в нее так назыв. халкидик. Освещалась базилика через колоннаду, поставленную на низких боковых стенах. Высота этой стены и колоннады равнялась высоте внутренних колонн. В глубине базилики, в центральном нефе, стоит постамент конной статуи. Первое здание на вост. стороне Ф. — это рынок съестного, macellum (К). Рынок выстроен был незадолго до землетрясения. Он представляет из себя открытый двор, окруженный портиками. Вся южная сторона занята лавками; ряд их имеется и на сев. стороне, но выходят не в здание, а на улицу (3). 
 
Посередине здания колодезь, и над ним род шатра на колоннах, поставленных на базы (7). Здесь чистили покупаемую рыбу. В глубине большая мясная лавка (4) и зал для жертвенных пирушек, вероятно, какого-нибудь коллегия, которому поручена была поддержка культа в капелле (6); между ними в центре капелла (5), где почитались члены царствующего дома; две статуи их — Октавии, сестры Августа, и Марцелла, ее сына — найдены в нишах капеллы. Рядом с macellum широко открытое в портик Ф. здание, представлявшее из себя открытый двор, окруженный нишами — с боков четырехугольными, в глубине круглой (L). Ниши были крытыми; весьма вероятно предположение May, что в центральной было святилище Ларов и Августа, в боковых — статуи богов. 
 
Рядом стоит маленький храмик (М); алтарь перед храмиком представляет жертвоприношение в честь императора, как показывают дубовые венки на боках алтаря. Судя по постройке, здание относится ко времени после землетрясения; почитаемым императором мог быть только Веспасиан. Следующее здание (N), выстроенное Евмахией, общественной жрицей, и ее сыном в честь Согласия царствующего дома (в первые годы Тиберия), состоит, согласно строительной надписи, из халкидика — входного портика (1—2), центрального двухэтажного портика с нишами в глубине и крытым ходом вокруг портика — crypta (4). В центральной нише (3) найдена статуя Евмахии, посвященная валяльщиками; это дает право предположить, что здание было чем-то вроде центрального рынка одежды и материй, местом собрания и деятельности коллегия фуллонов. В халкидике в нишах стены стояли, по образцу Августовского Ф., статуи и бюсты знаменитых людей римского прошлого с соответственными надписями.
 
Последнее здание вост. стороны — небольшой двор (О), внутреннее расположение которого дает возможность предположить, что здесь голосовал народ. На второй узкой стороне Ф., против храма Юпитера, три здания с нишами и богатым внутренним убранством (PQR), вероятно, присутственные места помпеянских магистратов и место заседаний муниципального совета. На Ф. Помпей сосредоточивалась вся их общественная жизнь, и обыденная, и праздничная. Обыденную жизнь изображают фрески одного дома, на которых представлен Ф. и сцены из его жизни. Тут и разнообразные торговцы, и лица, читающие афишу, и играющие дети, и общественный писец, и наказание школьника. Праздничную жизнь иллюстрируют нам рельефы сакрального содержания с изображением торжественных жертвенных процессий и афиши, говорящие о предстоявших развлечениях граждан на Ф. О помпеянском Ф. см. книгу А. Mau "Pompei in Leben und Kunst" (Лпц., 1900, 39—114) и его же многочисленные статьи в "Römische Mittheilungen". Несколько удачных реставраций в "Architektonische Studien" Иванова, т. II, и у Weichardt‘a, "Pompei vor ihrer Zerstörung" (1898). Библиографию — в библиографических отчетах Mau в тех же "Römische Mittheilungen". 
 
Не как Ф. Помпей и Рима, в течение нескольких веков, а сразу возник Ф. римского муниципия в Африке — Thamugadi (план IV). Весь он вырос немедленно после того, как Траян даровал городу звание колонии. Широкую, почти квадратную area (А) окружают портики со всех сторон; у их подножия, как и в Помпеях, базы статуй, пеших и конных, частных лиц и императоров. В стене портика, и внутрь, и наружу на улицу, ряд помещений, из которых часть, вероятно, занимали лавки, часть, может быть, scholae — места заседаний городских курий, организованных коллегиально. Около area Ф. имеется лишь небольшое количество зданий торгового и политического характера и, как кажется, ни одного храма. Это объясняется тем, что в Thamugadi Капитолий получил отдельное видное место. Главным зданием Ф. была курия — С, на стенах которой найдены списки декурионов IV в. по Р. Хр. 
 
Выстроена была курия в 116 или 117 г. по Р. Хр. Рядом с курией, несколько впереди, вдвинута в портик платформа-трибуна, чтобы говорить с народом, украшенная двумя статуями Виктории. Сзади нее небольшое четырехугольное здание, может быть, храмик (О). 
 
Рядом с ним здание Cl, которое по аналогии с Помпеями можно считать присутственным местом магистратов. На стороне монументального входа с улицы со входом из портика улицы имеются роскошно устроенные удобства — Е. Против курии на второй короткой стороне Ф. расположена базилика (В), обернутая к Ф. длинной стороной. Входили в нее с Ф. На другой длинной (южной) стороне 5 лавок. На коротких сторонах три апсиды, вероятно, для трибуналов, и отдельное помещение, может быть, храмик правящему дому, с четырехугольной нишей. Подробности см в большой работе Boeswillwald, Cagnat et Ballu, "Timgad" (Пар., 1891 сл.); Thedenat, ст. "Forum" в Daremherg et Saglio, "Dict. des ant." (1316—1318); Boissier, "L‘Afrique romaine" (2 изд., 175 сл.); Gsell, "Les monuments antiques de l‘Algérie" (Париж, 1901, 121 сл.). 
 
Каково настоящее значение и смысл понятия форум
Поделиться: