Британская мекка для олигархов со всего мира становится все более закрытой, пишет украинский еженедельник «2000». С февраля в Великобритании начал действовать закон под названием «Ордер на состояние неясного происхождения», согласно которому значительно облегчается процедура возбуждения расследований в отношении иностранных политиков и олигархов, владеющих недвижимостью в этой стране.
Имущественная планка, с которой возможны такие расследования, по британским меркам, не велика — 50 тыс. фунтов стерлингов. «Политически значимыми лицами» (PEP) считаются депутаты различных уровней, бывшие и настоящие чиновники, руководители госпредприятий, а также их помощники и члены семей.
По данным Transparency International UK, 87% элитного жилья в Лондоне купили иностранцы, а 42% приобретенных квартир принадлежит покупателям из стран с высоким уровнем коррупции. «Недвижимость в Лондоне на общую сумму 4,2 млрд. фунтов стерлингов приобреталась за средства, происхождение которых подтвердить невозможно», — считают активисты TI.
Так, на недавней встрече в Лондоне с кандидатом в президенты РФ и бизнес-омбудсменом Борисом Титовым пришло около 40 крупных российских бизнесменов, проживающих в Лондоне и имеющих проблемы с российским законодательством. Украина тоже может похвастаться известными англоманами. В 2008 г. дочь экс-президента и жена трубно-колесного магната Виктора Пинчука — Елена Пинчук за $ 127 млн. приобрела в Лондоне здание бывшей викторианской подготовительной школы в фешенебельном районе Кенсингтон, позднее названное самым дорогим особняком в мире, и оцененное более чем в $ 1,5 млрд.
В 2011-м Ринат Ахметов приобрел за 136 млн евро пентхаус в Гайд-парке площадью 2,3 тыс. метров.
Недавний спор украинских олигархов Виктора Пинчука с одной стороны и Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова — с другой вокруг прав на Криворожский железорудный комбинат также разрешился миром благодаря передаче Пинчуку офисного центра в престижном районе Белгрейвия и жилого дома Grand Buildings на Трафальгарской площади. При этом, господа Коломойский и Боголюбов вряд ли остались совсем без жилья в Лондоне.
К владельцам лондонской недвижимости можно причислить экс-главу Государственной фискальной службы Украины Романа Насирова, владеющего сразу двумя квартирами в британской столице, хотя и не такими дорогими, как особняки олигархов. Несмотря на это, лондонское жилье бывшего главного налоговика на 2 и 4 комнаты оценивается более чем в 700 тыс. фунтов.
Популярность британской столицы среди постсоветских политиков и бизнесменов настолько высока, что при желании можно обнаружить и еще не один десяток влиятельных персон, имеющих там недвижимость.
В Украине после 2014 г. целый ряд успешных бизнесменов и топ-менеджеров пошли в политику, рассчитывая проявить там свои реформаторские амбиции. Теперь их с полной уверенностью можно отнести к PEP-сам, подпадающим под действие Ордера.
Большинство капиталов, за которые приобреталось жилье на туманном Альбионе, имеет офшорное происхождение. В некоторых случаях существование этих средств не подтверждено в декларациях у себя на родине. Именно для таких случаев Великобритания и ужесточила антикоррупционное законодательство, облегчив преследование владельцев такой недвижимости.
Председатель правления Transparency International Украина Андрей Марусов рассказал «2000», что британские власти проверяют происхождение средств любого, кто приобретает жилье в Лондоне и других городах. Но если раньше внимание обращали на наркоденьги или капиталы организованной преступности, то последний закон предусматривает еще и реакцию на коррупцию.
По словам Марусова, уже есть прецедент, когда российская Transparency International передала британским коллегам копию декларации одного из российских бизнесменов, обосновавшихся в Лондоне, из которой следует, что его доходы на родине явно не достаточны для приобретения недвижимости в одном из мировых финансовых и деловых центров.
Кроме того, британский офис Transparency International потребовал от тамошних властей проверить законность приобретения недвижимости, которая предположительно принадлежит семье президента Азербайджана Ильхама Алиева, главе парламента Нигерии, бывшему премьер-министру Пакистана и некому ливийскому генералу.
Политтехнолог Михаил Подоляк назвал «ордер на состояние неясного происхождения» — «началом конца эпохи серых украинских денег», пояснив тем, что «если раньше правоохранителям нужно было получить железобетонные доказательства того, что „влиятельное политическое лицо“ (РЕР) или связанный с ним доверитель занимается криминалом, то сейчас арест накладывается автоматически на любую недвижимость и уже само лицо доказывает свою чистоту».
Рассчитываться наличными, как это раньше предпочитали делать постсоветские олигархи, становится невыгодным. Это автоматически влечет за собой расследование о происхождении этих средств. Поэтому владельцам «серых» капиталов придется мигрировать из британской, испанской и французской юрисдикций, «параллельно сокращая присутствие на глобальных „белых рынках“. Перепродавать недвижимость. Обосновываться в серых дырах. Или выходить в кэш и резко сокращать лакшери потребление», — считает Подоляк.
Таким образом, как выразился руководитель британской TI Рэйчел Девис, наступил поворотный момент, когда Великобритания убирает «красную дорожку» для коррупционеров и их «грязных» денег", — отмечает он.
Андрей Марусов утверждает, что новое законодательство Великобритании, благодаря которому эта страна стала законодателем моды в борьбе с коррупцией, скоро будет распространено сначала в англосаксонском мире, а затем и в других европейских странах.
Ярослав Дмитренко.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.