Луперкалии – фестиваль эротизма
История луперкалий корнями уходит в глубину веков. Никто точно не знает, когда именно появились эти празднования, по современным меркам весьма экстравагантные. Вполне вероятно, что они зародились еще до основания Рима. Традиционно языческим торжествам в честь Луперка были отведены дни в середине февраля: с 13-го по 15-е число.
Lupercalia начинался как языческий фестиваль, проводимый примерно в то же время, что и современный День святого Валентина. Но в отличие от праздника, который празднует любовь к шоколаду, цветам и романтическим жестам, Луперкалия выражала себя через жертвоприношения животных, случайное соединение и практику, чтобы отогнать злых духов и бесплодие.
«Сатир и нимфы», В. Бугро
Луперкалии – фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк – одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля. В древнем Риме февраль был официальным началом весны и считался месяцем ритуальных очищений. В это время в домах осуществлялись ритуальные уборки: дома подметались, посыпаясь затем солью и пшеницей, называемой «спелт».
Одной из культовых функций Луперкалий было отвращение от стад волков. Возможно, Луперк представляет собой реликт древнего культа волка, позднее слившегося с поклонением Фавну, которого называли также Луперк, в другом написании – Фаунус, Луперкус. Некоторые источники возводят Луперкалии к древнегреческому богу Пану, приписывая их учреждение легендарному Эвандру. Леонард Шмиц объяснял эту версию спекуляцией греческих писателей (заинтересованных в отождествлении римских богов с греческими) и их последователей из числа римлян; а также очень грубым характером церемонии, явно происходящей из глубокой древности.
Фавн в древнеримской мифологии – бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников. В древнегреческой мифологии ему соответствует Пан. Пан – веселый бог, сопровождаемый нимфами, бродивший по горам и лесам, плясавший и игравший на свирели. Представлялся грекам внешне безобразным, покрытым волосами, с рогами, козлиными копытами, бородой и хвостом. А потому вызывал ужас, и именно отсюда выражение «панический страх».
Праздник возник в Риме еще в 6 веке до н. э. и возник из истории Ромула и Рема – братьев-близнецов, чей дядя приказал убить их как средство возмездия за нарушенный обет безбрачия их матери. Но слуга дяди близнецов взял дело в свои руки. Не подчиняясь приказам, слуга положил Ромулуса и Рема в корзину, которая спустила мальчиков по реке в безопасное место. Как только корзина была поймана, волчица взяла мальчиков-близнецов как своих собственных, воспитывая их, пока фермер и его жена не нашли мальчиков и не вырастили их до совершеннолетия. Близнецы в конце концов узнали правду и убили своего дядю в качестве возмездия. Вернувшись с бойни, они наткнулись на пещеру, где они были подняты, и окрестили ее Lupercal. После Ромул и Ремус продолжат основывать Рим, Ромул убивает Рема, но это уже другая история... Так праздник Люперкалии был временем празднования волчицы, которая позаботилась о Ромуле и Реме в младенчестве и умиротворила бога плодородия Рима Луперкуса.
«Romulus and Remus», Peter Paul Rubens
По сведениям Плутарха в его «Сравнительных жизнеописаниях», очистительные жертвы – для того, чтобы оживить плодородие земли, стад и самих людей – приносили в священном гроте Луперкаль у подножия Палатинского холма, где, по преданию, жила некогда волчица (по-латыни – lupa), выкормившая братьев Ромула и Рема.
В античное время детская смертность была очень высока, в 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению.
«Юность Бахуса», Уильям Бугро
Священники приносили в жертву козла/козу – для плодородия, представляет сексуальность, и собаку – для духовного очищения. После того, как свершалось убийство, жрецы сдирали шкуры с несчастных парнокопытных и нарезали из них ремни. Кровь предназначалась для ритуального орошения посевов. Юные жрецы (луперки) нарезали шкуры полосками, окунали их в священную кровь, повязывали на бедрах оставшиеся фрагменты шкур, и начинали свой ритуальный бег вокруг Палатинского холма, шлепая кожаными ремнями женщин. Те же, приветствуя такие прикасания, охотно подставлялись, веря, что очистительные удары исцеляют от бесплодия и способствуют вынашиванию плода и легким родам.
Но, оказывается, этот языческий «волчий» праздник плодородия и изобилия не заканчивался этим благочинным ритуальным действом. Луперкалии это еще и время буйства чувственных вакханалий: обнаженные мужчины (но в набедренных шкурах) дарили грубые ласки встречным женщинам – целовали, стегали ремнями, желая им быть плодовитыми.
Когда ритуал с ремнями завершался, все участники луперкалий собирались на праздничный пир.
«Вакханалия перед Статуей Пана», Никола Пуссен
Плутарх упоминал еще один своеобычный ритуал, который можно было наблюдать во время праздника в честь Луперка: один из жрецов прикасался ко лбам двух знатных юношей окровавленным кинжалом, другой же моментально убирал следы крови с помощью клочка козлиной шерсти, смоченного в молоке. Однако других описаний этой процедуры не сохранилось, поэтому многие исследователи склонны скептически относиться к этому описанию.
Согласно «Иллюстрированной истории Рода», написанной Уильямом М. Купером, главной частью фестиваля Луперкалий были голые люди, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их; женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и легкие роды. Это стало очень распространенным ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Записи говорят, что даже Марк Антоний бежал как Луперци (жрец). В конце торжеств женщины тоже раздевались догола.
«Празднование Луперкалий» Андреа Камассей, ок. 1635
Также с луперкалиями связано название месяца февраль, которое происходит от этрусского бога подземного царства Фебрууса, и связано с обрядами очищения (februa, februare, februum), которые приходились на древнеримский праздник плодородия Луперкалии (15 февраля – dies februatus), выпадая по староримскому лунному календарю на полнолуние. В некоторых источниках ремни, которые использовались на празднике, назывались фебруа.
Оказывается, накануне Луперкалий, 14 февраля, в Древнем Риме отмечался праздник в честь Юноны, богини брака, материнства и женщин она же – богиня «лихорадочной» любви Juno Februata, Юно (Джун) Фебруата. В этот день девушки, написав свое имя на куске пергамента, бросали их в большую урну. Холостякам, выбиравшим себе пассию до следующего 14 февраля, ничего не оставалось, как уповать лишь на удачу. По крайней мере, пара должна была провести этот праздничный день вместе, танцуя и веселясь. Если судьба оказывалась благосклонной к случайным партнерам, жребийный союз перерастал в брачный.
«Юпитер и Юнона», Annibale Carracci
Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. Официально луперкалии были упразднены в 496 году по велению римского понтифика Геласия I. Однако существует мнение, что их элементы сохранялись в других торжествах вплоть до X столетия.
Так хищный праздник в конечном итоге утратил традицию наготы в пользу более целомудренного праздника.
День Святого Валентина в Древнем Риме: Луперкалии – праздник плодородия, крови и любви
Введение: Почему февраль ассоциируется с любовью?
Современный День всех влюбленных с его сердечками и конфетами кажется невинной традицией. Но его корни уходят в глубину веков, к древнеримским Луперкалиям – экстравагантному фестивалю плодородия, где вместо валентинок были козлиные шкуры, а вместо романтических ужинов – ритуальные порки. Как же отмечали «прото-Валентин» в Риме?
Луперкалии: праздник волков, крови и плодородия
Луперкалии (от лат. *lupus* – «волк») – древний пастушеский праздник, посвященный богу Луперку (он же Фавн или Пан), покровителю стад и плодородия. Проводился он 13-15 февраля у подножия Палатинского холма, где, по легенде, волчица выкормила Ромула и Рема – основателей Рима.
Главные ритуалы
– Жертвоприношение козлов и собак. Жрецы-луперки закалывали животных, а их шкуры разрезали на ремни.
– Бегство жрецов. Обнаженные луперки, прикрыв бёдра козлиными шкурами, бежали по городу, стегая встречных женщин. Считалось, что удар бича из жертвенной кожи дарует плодовитость и лёгкие роды.
– Кровавый обряд. Жрец касался окровавленным кинжалом лбов юношей, после чего кровь стирали молоком – символ очищения.
– Оргии. Завершалось всё пиром и массовыми гуляниями, где стирались границы приличий.
Вакханалия в честь Пана. Себастьяно Ричи (Sebastiano Ricci). 1716
Связь с Днём Святого Валентина: миф или реальность?
Историки спорят, связаны ли Луперкалии с современным праздником. Папа Геласий I в 496 году запретил «варварские» обряды, но заменил ли их почитанием святого Валентина? Точных доказательств нет, но параллели очевидны:
– Февральские даты. Луперкалии завершались 15 февраля, а День Валентина отмечается 14-го.
– Любовные лотереи. В Риме девушки бросали в урну записки с именами, а мужчины вытягивали их, образуя пары на год – похожий обычай позже появился в Англии.
– Символ плодородия. Удары бичами символизировали жизненную силу, а валентинки – любовную энергию.
Интересный факт: Легенда о святом Валентине, тайно венчавшем влюблённых, появилась лишь в Средневековье благодаря поэтам вроде Джефри Чосера. В Риме III века таких историй не знали.
Почему Луперкалии были так важны?
– Борьба с эпидемиями. В 276 году до н.э. Рим столкнулся с кризисом рождаемости: из-за болезней дети рождались мёртвыми. Оракул велел проводить обряды плодородия – так Луперкалии укрепились в культуре.
– Защита от волков. Луперк считался защитником стад. Удары ремнями символизировали изгнание хищников.
– Социальный лифт. Даже знатные римляне участвовали в ритуалах. Например, Марк Антоний однажды стал луперком.
От запрета до романтики: как язычество стало «валентинкой»
Христианство вытеснило Луперкалии, но не уничтожило тягу к праздникам любви. К XV веку в Европе сформировался культ святого Валентина, а к XIX веку валентинки стали массовым явлением. Впрочем, древние традиции не исчезли полностью:
– В Японии дарят шоколад (аналог «сладких» жертв Фавну).
– В Испании отправляют письма с голубями – отголосок «птичьих свадеб», упоминаемых ещё Овидием.
Заключение: Любовь сквозь века
День Святого Валентина – это слоёный пирог из язычества, христианства и коммерции. Римляне верили, что плодородие требует крови и смеха, средневековые рыцари – поэзии, а современные влюблённые – алых роз. Но суть остаётся общей: желание соединить сердца, даже если для этого приходится бегать по улицам с козлиной кожей.