Хавьер Милей, всего две недели назад вступивший на пост президента Аргентины, запустил ворох реформ. Оппозиция возмущена, население в недоумении. Но тем, кто недоволен, угрожают отменой социальных выплат. О новом витке кризиса в этой латиноамериканской стране и перспективах – в материале РИА Новости.
"Шоковая терапия"
Либертарианец и анархо-капиталист, как он сам себя называет, Милей строил избирательную кампанию на популистских заявлениях вроде обещаний закрыть Центробанк Аргентины и полностью перевести страну на доллары. Выступал с заведенной бензопилой, демонстрируя серьезность намерений. Наблюдатели говорили, что эпатажный политик, придя к власти, одумается и перейдет от хлестких лозунгов к прагматичной работе. Ничего подобного. Под конец года Милей издал указ о чрезвычайном положении в экономике, здравоохранении и социальной сфере, предписывающий более 300 мер по экономическому дерегулированию.
Указ отменяет основные правила аренды жилья, экспортных таможенных соглашений, владения землей, розничной торговли продуктами питания и многого другого. Сокращается штат авиаперевозчиков, учреждений здравоохранения, предприятий фармацевтики и туризма, причем выходные пособия уменьшены. Государственные компании, в том числе нефтегазовую YPF, теперь можно приватизировать.
"Сегодня мы делаем первый шаг, чтобы положить конец модели упадка Аргентины, – заявил Милей в телеобращении. – Я подписал чрезвычайный указ, чтобы сломать репрессивную институциональную и правовую систему, которая разрушила нашу страну". Альтернатив "шоковой терапии", по его мнению, нет. Госучастие в экономике он считает одним из главных факторов обнищания населения. "Цель состоит в восстановлении страны, возвращении свободы и автономии людям. Надо трансформировать огромное количество правил, блокировавших экономический рост", – подчеркнул президент.
Национальную валюту, песо, новое правительство девальвировало более чем на 50 процентов. С января сокращаются субсидии на топливо и транспорт. Министр экономики и труда Луис Капуто сообщил об увольнение недавно нанятых государственных служащих. В то же время власти припасли и "пряник" – расширение льгот и увеличение социальных пособий, в первую очередь детских. Но с большими оговорками.
"Страна не продается!"
После выступления главы государства жители Буэнос-Айреса в знак протеста стучали кастрюлями и сковородками по балконам. У здания конгресса провели митинг. Главный лозунг: "Наша страна не продается!" В центре столицы представители левых движений собрали тысячи человек, требующих "остановить Милея".
Президент выбрал максимально неподходящее время для озвучивания программы реформ. С 2002-го именно 19 и 20 декабря в аргентинской столице проходят митинги памяти жертв акций 2001-го. Новый министр человеческого капитала Сандра Петтовельо заранее предупредила: те, кто будут перекрывать улицы, участвовать в демонстрациях, лишатся социальных льгот.
Были столкновения с полицией, по меньшей мере двое протестующих арестованы. Организаторы митинга призвали профсоюзы объявить всеобщую забастовку.
Аргентинские правозащитные группы подписали петицию в ООН и Организацию американских государств (главный офис – в Вашингтоне) с просьбой осудить действия властей. В документе отмечается, что запреты и угрозы "несовместимы с правами на свободу собраний и ассоциаций, свободу выражения мнений и социальный протест".
"Ни необходимости, ни срочности"
Указ главы государства о реформах еще предстоит провести через парламент. Но это, по сути, формальность.
Милеевская партия "Свобода наступает" слабо представлена в конгрессе: 39 из 257 мест в нижней палате, семь из 72 – в сенате. Тем не менее этого хватит, чтобы не позволить законодателям заблокировать указ.
В свое время эту тактику избрал Дональд Трамп – управлять государством указами в обход парламента. Однако таким образом можно решить далеко не все. Рано или поздно придется взаимодействовать с законодателями.
По Конституции Аргентины президенты имеют право издавать "декреты о срочности и необходимости" по большинству вопросов – за исключением налоговых, уголовных и электоральных. "Сейчас нет ни необходимости, ни срочности", – говорит Херман Мартинес, лидер фракции "Союз за Родину". "Не бойтесь демократических дебатов", – добавляет он.
Милей пока не прислушивается к оппозиции. Но, учитывая непрекращающиеся призывы к всеобщей забастовке, не исключено, что его заставит прислушаться к себе аргентинская улица.