В январе Норманд Менье поступил в больницу в штате Квебек с респираторным вирусом. Спустя несколько недель он выписался с ужасным пролежнем, который в итоге заставил его прибегнуть к эвтаназии.
66-летний Менье работал водителем грузовика, пока в 2022 году из-за травмы спинного мозга у него не парализовало руки и ноги.
Прежде чем его поместили на койку интенсивной терапии с третьим респираторным вирусом за зиму, Менье четыре дня пролежал на носилках в отделении неотложной помощи.
По словам его партнерши Сильви Броссо, без доступа к специальному матрасу у Менье образовался большой пролежень на ягодицах, который со временем увеличился настолько, что обнажились и стали видны кости и мышцы, что сделало его выздоровление и прогноз нерадостным.
"Девяносто пять часов на носилках – это неприемлемо", – сказала Броссо в интервью Radio-Canada.
"Каждый раз, когда мы приходим в больницу, я обязана говорить им, что Норманд парализован и ему нужен противопролежневый матрас... Я не понимаю, как такое может происходить, ведь матрас – это самое необходимое".
По словам Броссо, хотя она отстаивала интересы своего партнера, ей сказали, что специальную кровать нужно заказывать.
‘Я не хочу быть обузой‘: Менье
Без матраса, который смещает точки давления, предотвращая образование пролежней, положение пациента приходится часто менять, говорит Жан-Пьер Бошемин, гериатр на пенсии и профессор медицинского факультета Университета Лаваля.
"Когда вы лежите, всегда в одном и том же положении, между костями и кожей возникает повышенное давление", – говорит Бошемин.
"Пролежень может открыться менее чем за 24 часа, а потом очень долго не заживать".
Ягодицы, пятки, локти и колени особенно уязвимы.
Согласно справочнику Министерства здравоохранения Квебека, для человека, прикованного к постели, обычно требуется менять положение каждые два часа.
Менье и раньше страдал от других пролежней, в частности на пятке, но ничто не выводило его из строя так, как пролежень, образовавшийся после госпитализации в Сен-Жероме.
В беседе с Радио-Канада за день до смерти Менье сказал, что предпочел положить конец своим физическим и психологическим страданиям, выбрав смерть с медицинской помощью.
Ему сказали, что пролежень – зияющая дыра диаметром в несколько сантиметров – в лучшем случае заживет через несколько месяцев, как утверждают эксперты, с которыми они консультировались.
По словам его партнера, за один месяц он перенес две некрэктомии – процедуру, при которой с ран соскабливают омертвевшие или инфицированные ткани.
"Я не хочу быть обузой. Во всяком случае, медицинские заключения говорят, что я недолго буду обузой; как говорят старики, лучше выкинуть банку", – сказал Менье.
Он умер дома 29 марта.
"Вся эта история – просто позор", – говорит Стивен Лаперьер, генеральный директор Группы активистов за интеграцию в Квебеке (RAPLIQ), которая оказывает поддержку людям с ограниченными возможностями.
"Что мы делаем для того, чтобы помочь инвалидам или больным людям жить достойно, а затем достойно умереть?"
Он говорит, что медицинское учреждение проявило "мягко говоря, халатность" и что достать подходящий матрас – это не то же самое, что "попытаться вывести космический шаттл на орбиту".
"Это элементарно... Никто не убедит меня, что за несколько часов нельзя было найти подходящий матрас", – говорит Лаперрьер.
"По-моему, это полное отсутствие профессионализма", – говорит Лаперрьер, который считает, что Менье "возможно, был бы жив и сегодня", если бы сотрудники "отнеслись к этому действительно профессионально".
Доступно 145 антипролежневых матрасов, сообщает управление здравоохранения
В электронном письме, направленном в CBC, руководство местного управления здравоохранения, CISSS des Laurentides, сообщило, что оно "очень серьезно" относится к делу Менье.
"В настоящее время проводится внутреннее расследование, чтобы пролить свет на произошедшее", – говорится в заявлении.
Управление здравоохранения подтвердило, что в его учреждениях (включая больницы и учреждения долгосрочного ухода) имеется 450 терапевтических матрасов, в том числе 145 антипролежневых, и что оборудование доступно по запросу персонала, сообщает Radio-Canada.
Но адаптированные матрасы и кровати не встречаются в отделениях скорой помощи, говорит Стив Дежардинс, директор по уходу за больными в CISSS des Laurentides.
"Отделение неотложной помощи – неподходящее место для такого типа матрасов, потому что в отделении неотложной помощи не используются кровати, там используются носилки, а матрасы не приспособлены для того, чтобы их клали на носилки", – говорит Дежардинс.
"Отделение неотложной помощи – более рискованное место для хрупкого человека. Вот почему, если потребуется, мы будем активно работать, чтобы предоставить им доступ к кровати в стационаре".
"Глубоко беспокоит", – говорит профессор в области медицинского права.
Трудо Лемменс говорит, что этот случай – "иллюстрация проблем в нашей системе здравоохранения".
Заведующий кафедрой медицинского права и политики в Университете Торонто Шолл говорит, что люди, которые и без того уязвимы, чувствуют себя в системе еще большим бременем.
В ответ на это система говорит: "Ну, у вас есть эвтаназия", – говорит Лемменс.
"Эвтаназия более доступна и более регулярна, чем некоторые виды базовой помощи".
По его словам, он все чаще слышит истории о людях, которые, испытывая трудности в системе, обращаются к эвтаназии.
"Это вызывает глубокую тревогу", – говорит он.
Вместе с Броссо группа по защите прав инвалидов Moelle épinière et motricité Québec (MÉMO-Qc) требует от правительства Квебека начать независимое расследование смерти Менье. Они считают, что внутреннее расследование, проведенное управлением здравоохранения, недостаточно.
Вальтер Зелайя, глава MÉMO-Qc, заявил, что расследование может быть проведено любым учреждением, не входящим в CISSS, например коронером или другой комиссией.
"На протяжении многих лет MÉMO-Qc неоднократно обращала внимание различных органов здравоохранения на серьезные недостатки в ряде регионов Квебека", – говорится в пресс-релизе организации.
"Прискорбно, что смерть должна произойти и стать достоянием СМИ, чтобы органы здравоохранения прислушались к этому".
Они также требуют встречи с Кристианом Дюбе, министром здравоохранения Квебека, чтобы разобраться с обстоятельствами и отсутствием ухода, которые привели к смерти Менье, и с которыми, "к сожалению, сталкиваются слишком многие люди с ограниченными возможностями".
Дюбе сказал журналистам в пятницу, что он будет ждать отчета о расследовании CISSS, прежде чем решить, необходимо ли независимое расследование.
"Мы можем сказать, что это исключение, но то, что произошло, неприемлемо", – сказал он.