В условиях рекордных цен на электроэнергию в Европе Германия не изменит свои планы и останавливает в декабре три атомных реактора и 11 угольных ТЭС. Страна потеряет мощности генерации на 6,4 ГВт.
Цены на электроэнергию в Европе продолжают держатся на рекордных уровнях. По данным NordPool, оптовые поставки электроэнергии на бирже для Германии торгуются на завтра, 15 декабря, в 295 евро за МВт·ч.
«При этом цены на поставки на „сутки вперед“ во Франции, Швейцарии, Австрии, Италии, Словении, Хорватии, Сербии и Венгрии поднялись выше 300 евро за МВт·ч», – замечает в Twitter колумнист Bloomberg Жавье Блас. «Интересно, имели ли официальные лица ЕС именно это в виду, когда в сентябре–октябре заявили, что причин для паники нет», – добавил он.
Рост цен происходит на фоне планов немецких властей вывести из эксплуатации в декабре три атомных реактора и 11 угольных ТЭС, несмотря на энергокризис. Такое упорство вызывает восторг у зеленых и опасения у аналитиков.
«Я ожидаю появления нового эмоджи в виде дополнительного оранжевого цвета на светофоре, когда немецкое правительство столкнется с веерными отключениями этой зимой», – написал в Twitter аналитик по энергетике Тьери Брос, намекая на то, что новую провластную коалицию в Германии называют светофором. Она установила новые планы по отказу страны от угольной генерации – до 2030 года.
Вывод атомных и угольных мощностей в декабре приведет к тому, что в разгар зимы генерирующие мощности Германии снизятся на 6,4 ГВт. Мощности ветряной энергетики теоретически покрывают выпадение части атомной и угольной генерации. Однако, как показывает этот год, именно использование ископаемого топлива позволяет стране поддерживать энергобаланс.
По данным Института систем солнечной энергии им. Фраунгофера, в 2021 году доля угольной генерации в Германии выросла с 24,5 до 28,8%, а за последнюю неделю подскочила до 37,5%. Доля ветряной энергетики при этом упала с 47 до 34%.
Ветряная генерация зависит от погоды, а угольная используется в качестве маневренной, чтобы покрывать пики потребления и просадки по другим источникам генерации. Атомная обеспечивает стабильность.
Несмотря на это, сторонники зеленой энергетики настроены оптимистично. «Атомная энергия забивает наши сети, особенно в южном направлении», – сказал агентству dpa министр окружающей среды федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Ян Филипп Альбрехт. По его словам, после закрытия АЭС в конце этого года север Германии сможет покрыть 160% своих потребностей в электроэнергии за счет возобновляемых источников энергии и поставлять ее на юг.
Главный нюанс остановки реакторов и ТЭС этой зимой заключается в том, что у Германии остаются достаточные резервные мощности угольной и газовой генерации. И именно они возьмут на себя выпадающие мощности, чего не скажешь о ветряной генерации, замечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«В остальном все происходит в русле энергетической политики Еврокомиссии, которая, как и власти Германии, не хочет ничего кардинально менять и признавать ошибки», – говорит замгендиректора Института национальной энергетики. Александр Фролов приводит пример, что, в отличие от Испании и Франции, например, немецкое правительство не заявляло о какой-либо помощи населению из-за рекордных цен или об ограничении тарифов.
«В Брюсселе и Берлине нынешнюю ситуацию считают временной», – замечает эксперт. Однако, по его мнению, похожие кризисы при нынешней энергополитике ЕС по насильственному «озеленению» электроэнергетики будут продолжаться, пока власти Европы и Германии не сделают выводы.