Саммит стран G20 проходивший с 9 по 10 сентября 2023 в индийском городе Нью-Дели характерно продемонстрировал насколько сильно изменился геополитический расклад в мире всего за год, с момента прошлого саммита в Индонезии.
Стоит напомнить, что в ноябре 2022 года на саммите G20 в Индонезии тема украинского конфликта была основной и по итогам саммита была принята декларация в которой осуждалась российская специальная военная операция на Украине и было выдвинуто требование полного и безоговорочного вывода российских войск с её территории. Тогда же, на Бали, президент Украины Владимир Зеленский выступил с видеообращением к собравшимся.
В этот раз ничего подобного не было и никто не стал отрицать, что под давлением развивающихся стран западные страны вынуждены были отказаться от прежних формулировок по конфликту на Украине. Принятые формулировки стали "ударом по западным странам, которые весь последний год пытались убедить развивающиеся страны осудить Россию и поддержать Украину" об этом написало британское издание Financial Times.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам саммита, заявил, что консолидированная позиция стран глобального Юга не позволила Западу "украинизировать" повестку саммита G20. "Индийскому председательству действительно удалось объединить членов G20 с глобального юга", – сказал он, пояснив, что такие союзники России, как Бразилия, Южная Африка, Индия и Китай, добились того, что их мнения были учтены.
Американское CNN также подтверждает, что западные дипломаты яростно работали над проектом совместного заявления саммита, но столкнулись с трудностями при описании конфликта на Украине. Итоговое компромиссное заявление стало успехом для принимающей стороны саммита, премьер-министра Индии Нарендры Моди, так как президент США Джо Байден надеялся убедить крупнейшие экономики мира сплотиться вокруг Украины во время своего пребывания на саммите.
“Все государства должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью территориальных приобретений”, – говорится в итоговой декларации G20, без упоминания России. Страны G20 признали различие взглядов и оценок ситуации на Украине среди членов сообщества.
G20 "нечем гордиться", когда дело дошло необходимости конкретно осудить Россию в совместном заявлении в Нью-Дели, заявил официальный представитель Министерства иностранных дел Украины Олег Николенко. Он даже предложил свои правки в документ, где словосочетание "все государства" было заменено на "Россия", а слова "конфликт на Украине" заменены на "война против Украины".
В ответ на аналогичную критику министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар заявил: "Это факт, что сегодня украинский вопрос очень поляризующий, и по этому поводу есть множество мнений". "Год назад в Индонезии была другая ситуация. С тех пор многое произошло".
“Будущее G20 вызывает вопросы. Но я думаю, что сильное руководство Индии сохранило G20”, – сообщил журналу Politico высокопоставленный чиновник ЕС участвовавший в подготовке итоговой декларации. “У нас был выбор: текст декларации или без текста. И я думаю, что правильный ответ – "текст”, – рассказал ещё один чиновник ЕС. “Так, вы сохраняете платформу G20 и организацию живыми”.
Такой подход показывает, что Запад боится потерять формат G20 и поэтому уже вынужден идти на уступки. Теперь такие страны, как Саудовская Аравия и страны Африки, демонстрируют дипломатические амбиции, стремясь выступить посредниками в конфликте между Украиной и Россией. Активность проявляет и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который призвал лидеров G20 выполнить требования России, чтобы возобновить "зерновую сделку". Со всеми этими странами Западу уже приходится считаться.
Кроме того, на фоне отшумевшего, в прошлом месяце, саммита БРИКС, где произошло расширение союза ещё на шесть стран, это очевидно делает два эти проекта геополитическими соперниками. G20 единственный западный глобальный проект, родившийся из формата G7, который объединяет ведущие страны Запада с другими развивающимися странами. Поэтому Запад не мог продемонстрировать раскол и неспособность найти компромиссы.
“Часть того, что делает G20 привлекательным форматом для США, заключается в том, что он дает нам возможность взаимодействовать, работать и предпринимать конструктивные шаги с более широким кругом стран, включая те, откровенно говоря, с которыми мы не сходимся во взглядах по каждому вопросу”, – заявил журналистам заместитель советника США по национальной безопасности Джон Файнер.
Изменение геополитического баланса сил в мире можно оценить и по другим пунктам декларации G20. Самое главное это то, что было принято решение о принятии Африканского союза, объединяющего 55 государств Африки, в качестве постоянного члена G20 с теми же правами и полномочиями, которыми уже обладает в данной группировке Евросоюз. Таким образом, в следующем году на саммите в Бразилии это будет уже G21.
В декларации была отмечена потребность в 5,9 триллионов долларов в период до 2030 года для развивающихся стран, в целях достижения климатических целей Парижского соглашения, а также потребность в 4 триллиона долларов ежегодно на обеспечение "чистыми энергетическими технологиями" к 2030 году.
Страны Запада подтвердили обязательство по выделению 100 миллиардов долларов ежегодно до 2025 года для удовлетворения потребностей развивающихся стран по смягчению последствий изменения климата. Этот механизм должен был заработать ещё в 2020 году, но в декларации говорится, что эта задача впервые будет выполнена в 2023 году.
Отдельно было отмечено, что мировой порядок претерпел драматические изменения после Второй мировой войны в результате экономического роста, технологических достижений, деколонизации и демографических изменений, поэтому требуется углубления международного сотрудничества на базе ООН.
Интересам Глобального Юга отвечали и пункты касающиеся необходимости реформировать Всемирной торговой организации и Международного валютного фонда для лучшего представительства развивающихся стран в этих международных финансовых и экономических институтах.
Не секрет, что такие международные организации создавались Западом и преследовали реализацию только его целей. То насколько Запад готов делиться своими привилегиями, будет очень интересно посмотреть. Конечно, принятые G20 решения имеют чисто декларативный характер и страны Запада могут их саботировать, однако это уже свидетельствуют о коренном сдвиге в соотношении мировых сил.
Нельзя было не заметить, что премьер-министр Индии Нарендра Моди был за столом с табличкой, где по-английски было написано Бхарат, а не привычная Индия. Формально в конституции страны два основных языка английский и хинди, а на хинди название страны пишется Бхарат. В этом эпизоде просматривается не только попытка отречься от колониального наследия британской империи, но и далекоидущие амбиции.
Бхарат изначально был основан на территориях современной Индии и Пакистана, а современная Индия – это только часть этой территория. Поэтому здесь недвусмысленно просматривается возможность объединения в будущем, для разделенных по конфессиональному признаку земель.
В отсутствие на саммите G20 глав России и Китая, делало Нарендра Моди главным представителем стран Глобального Юга на этом мероприятии. Отсутствие на саммите Си Цзиньпиня, который ранее ни разу не пропускал встречи G20, с момента прихода к власти в 2012 году, аналитики CNN связали с его разочарованием в существующей глобальной системе управления, которая, по его мнению, слишком подвержены американскому влиянию.
Вероятно, китайский лидер отдает приоритет многосторонним форумам, которые способствуют выстраиванию собственного взгляда Китая о мироустройстве, в рамках таких организаций, как БРИКС и площадки предстоящего форума "Пояс и путь", считают на CNN.
Индия же пытается балансировать между Западом и БРИКС. Недавний прием Нарендра Моди в США не имел аналогов по размаху официальных визитов лидеров других государств, руководитель Индии оказался самым дорогим гостем для Джо Байдена, но изменений в политике Нарендра Моди не произошло.
Индийские эксперты не стесняются пояснять, что том, что Индия не может себе позволить упасть в объятья Запада и разорвать тесные отношения с Россией, так как это может подтолкнуть Россию окончательно выбрать позицию Китая в индо-китайском территориальном конфликте. Также Индия хоть и закупает вооружение у множества стран, но по оценкам специалистов, из текущего вооружения индийской армии 70% – техника российского производства, что сохраняет зависимость Индии от России в вопросе её обслуживания и поставок запасных частей. Кроме того, страны Запада считают, что в их интересах защищать "порядок основанный на правилах" под руководством США, а Индия видит для себя больше шансов в многополярном мире, в котором на равных позициях будут находиться несколько крупных держав.
Именно в такой парадигме следует рассматривать принятую на G20 инициативу по созданию Экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа (IMEC), которая была согласована Индией, США, Саудовской Аравией, ОАЭ, Европейским союзом, Италией, Францией и Германией. Нарендра Моди заявил: "Экономический коридор Индия-Ближний Восток-Европа, прокладывающий путь общих устремлений и мечтаний, обещает стать маяком сотрудничества, инноваций и общего прогресса". IMEC является частью проекта западных стран по партнерству в области глобальной инфраструктуры и инвестиций (PGII). Никто не скрывает, что Запад осуществляет этот проект, как альтернативу китайскому "Поясу и пути".
IMEC будет состоять из "восточного коридора", соединяющего Индию с регионом Персидского залива, и "северного коридора", соединяющего Персидский залив с Европой, связь будет осуществляться через железнодорожную сеть, автомобильные и морские транспортные маршруты.
В коммюнике Белого дома, посвященном инициативе говорится, что целью соединения двух континентов является, содействия разработке и экспорту экологически чистой энергии, внедрения передовых инновационных технологий и подключения сообществ к стабильному интернету. Заявлено намерение стимулировать существующую торговлю и производство, укреплять продовольственную безопасность и цепочки поставок, привлекать новые инвестиции и стимулировать создание новых рабочих мест.
Вполне очевидно, что данный проект направлен на укрепление экономических связей стран региона с Западом и является контрмерой растущему влиянию Китая. По итогу можно сказать, что Запад вынужден корректировать рамки своих интересов в угоду странам Глобального Юга, однако легко сдавать свои позиции он не собирается.