Смерть под мостом
На описание автокатастрофы в тоннеле под мостом Альма за прошедшие годы были изведены тонны бумаги и гигабайты html-кода, так что позволим лишь вкратце напомнить обстоятельства. Диана и сын египетского миллиардера Мохаммеда Аль-Файеда Доди, за которого, к ужасу королевской семьи, разведённая принцесса всерьёз подумывала выйти замуж, прилетели в Париж на частном самолёте 30 августа 1997 года. В ночь на 31 августа, около 00:20, Диана и Доди покинули принадлежащий Аль-Файедам отель «Ритц» через задний выход (на улицу Камбон), чтобы избежать собравшейся толпы репортёров и фотографов-папарацци. Чёрный Mercedes-Benz S280 1994 года выпуска с номерным знаком 688 LTV 75 должен был доставить пару в квартиру на улице Арсен Усе. За руль сел начальник службы безопасности отеля Анри Поль, на переднем пассажирском сиденье находился Тревор Рис-Джонс, один из телохранителей семьи Аль-Файед. Автомобиль пересёк Вандомскую площадь и въехал в тоннель под мостом Альма, где врезался на скорости 105 км/ч в тринадцатую опорную колонну. Полиция прибыла уже в 00:30, какую-то помощь потерпевшим оказали некоторые из преследовавших мерседес папарацци (большинство из них, впрочем, были арестованы там же).
Аль-Файед и Поль погибли на месте, Диана была доставлена в больницу Сальпетриер в 2:06. Несмотря на попытки спасти принцессу, полученные ею травмы внутренних органов оказались несовместимы с жизнью. Она умерла в 4 часа утра. Единственный выживший в катастрофе, Рис-Джонс, практически лишился лица: его восстанавливали по фотографиям путём нескольких сложных операций.
Трагедия, разумеется, породила волну конспирологических теорий, взваливавших вину за гибель Дианы на происки спецслужб (немалую роль тут сыграл и отец Доди, настаивавший, что принцесса была убита, чтобы скрыть факт её беременности от египтянина). Однако представляется, что выводы Скотленд-Ярда и последовавшего в 2007 году расследования судьи Скотта Бейкера куда реалистичней, чем романтические теории конспирологов. В крови Анри Поля был обнаружен алкоголь, а также следы антидепрессантов. Кроме того, никто из находившихся в салоне не был пристёгнут ремнём безопасности.
Прощание
Похороны Дианы состоялись 6 сентября в Элторпе, родовом поместье семьи Спенсер. Церемонию транслировали по ТВ, и она стала одним из крупнейших событий в истории телевидения — по всему миру её смотрели почти два миллиарда зрителей. На похоронах присутствовали три бывших премьер-министра Великобритании (Маргарет Тэтчер, Джеймс Каллахан и Эдвард Хит), звёзды Голливуда (Том Хэнкс, Стивен Спилберг, Том Круз и Николь Кидман) и музыки (Клифф Ричард, Лучано Паваротти, Джордж Майкл), члены британской королевской семьи, представители зарубежных монархий (королева Иордании Нур, принцесса Маргарита Нидерландская и другие) — всего 2000 человек, от Ричарда Брэнсона до Нельсона Манделы. Тело Дианы было облачено в длинное чёрное платье от её любимого дизайнера Кэтрин Уокер (всего в гардеробе принцессы было около 1000 платьев этого модельера), которое она приобрела незадолго до гибели. В руках у неё были чётки — подарок матери Терезы, скончавшейся за день до похорон Дианы.
Гибель 36-летней «народной принцессы», разумеется, вызвала и немедленный отклик у мастеров культуры. Близкий друг Дианы Элтон Джон спешно попросил поэта Берни Топина подкорректировать текст своего знаменитого хита 1973 года Candle In the Wind («Свеча на ветру»), в оригинале посвящённого памяти Мэрилин Монро, и спел песню на похоронной церемонии, что вызвало ехидный комментарий со стороны гитариста Rolling Stones Кита Ричардса: «Он только и умеет, что сочинять песни про мёртвых блондинок». Элтон в ответ обозвал Кита «козлом» и «макакой с артритом, пытающейся взгромоздиться на сцену». К чести сэра Элтона (он был возведён в рыцарское достоинство годом спустя), он более никогда не исполнял версию со словами «Прощай, роза Англии!» живьём, но студийная запись Candle In the Wind 1997, выпущенная 23 сентября 1997 года, стала одним из самых продаваемых синглов в истории индустрии звукозаписи: 10 миллионов экземпляров разошлись только в США; песня продержалась 14 недель на первом месте хит-парада Billboard. Примечательно, что британская публика в 2001 году включила Candle In the Wind 1997 в список «самых ненавидимых хитов».
Музыкой дело, разумеется, не обошлось — несколько документальных лент, по крайней мере четыре художественных фильма разной степени достоверности, почтовые марки нескольких стран. Наконец, в 2002 году покойная принцесса попала на третье место в списке величайших британцев всех времён, обогнав, к ужасу культурной публики Альбиона, Шекспира, Дарвина, Ньютона и всех правивших британских монархов.
Непостоянство памяти
Тем не менее пик массового поклонения памяти «народной принцессы» пришёлся не на Соединённое Королевство, а на страны вовсе не монархические, от США до России. Мало кто помнит, но не кто иной, как Борис Гребенщиков записал песню памяти Дианы — «4D (Последний день августа)», вошедшую в качестве бонус-трека в альбом 1997 года «Лилит»). Самим британцам, несмотря на трогательные заголовки жёлтой прессы, принцесса, похоже, успела изрядно поднадоесть ещё при жизни. Если судить по типичной реакции рядовых англичан на упоминание Дианы в разговоре, становится понятно, что «всенародная любовь» к «народной принцессе» осталась большей частью лишь на страницах — бумажных и виртуальных — Daily Mail, Daily Express и им подобных изданий.
Но всё же миф о Диане продолжает жить — миф о красавице (судя по фото, достаточно спорный момент), умнице (в реальности дважды провалившей выпускные экзамены в школе) и ценительнице прекрасного (признававшейся в любви к Duran Duran — отличная поп-группа, но не Бетховен с Вагнером). Впрочем, может быть, именно в этой приземлённости и простоватости дочери виконта Элторпа, восьмого графа Спенсера, принцессы Уэльской, герцогини Корнуолльской и Ротсейской, графини Честер и баронессы Ренфру и кроется секрет пережившего её обаяния.
Владислав Крылов