В числе стран, недовольных агрессивной политикой президента Турции Эрдогана, определился лидер и заводила. И это не Саудовская Аравия, как можно было бы подумать. Скромные Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) вступили с Эрдоганом в непримиримый конфликт и пытаются возглавить целую коалицию против Турции. Как же такое вышло?
«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть». В данном случае речь не о гениальном фильме с Саймоном Пеггом в главной роли, а о весьма спорной дипломатической линии Турции.
Местоблюститель или игрок?
В начале своего правления турецкий лидер Реджэп Эрдоган руководствовался внешнеполитической стратегией «ноль проблем с соседями», разработанной тогдашним главой МИД Турции и очень умным человеком Ахметом Давутоглу. Однако после начала «Арабской весны» Эрдоган перессорился почти со всеми.
В приводимом экспертами списке стран, которых Турция стала рассматривать как противников, фигурирует Израиль (где султан крышует палестинских боевиков), Сирия (куда Эрдоган ввел войска), Иран (у которого Турция хотела отнять Сирию и на северные границы которого сейчас привела исламских террористов), Саудовская Аравия (у которой Эрдоган украл этих боевиков и кронпринца которой унизил во время «дела Хашогги»), Америка (которую Реджеп пытается выдавить с Ближнего Востока), Греция (на земли и воды которой Турция покушается) и даже Россия (у которой сейчас Анкара пытается украсть влияние на Кавказе).
Однако в списке больших и влиятельных врагов есть еще один участник – маленькие Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), где из 10 млн жителей чуть менее девяти миллионов являются гастарбайтерами. И этого участника недооценивать не стоит.
Да, арабские монархии очень обеспокоены агрессивной политикой Эрдогана не только на Ближнем Востоке в целом, но и в Персидском заливе – «домашнем регионе» монархий. На севере залива, в Катаре, сейчас стоят турецкие войска. К югу, в Сомали, расположена турецкая база. Сам Эрдоган активно поддерживает и финансирует «Братьев-мусульман» – религиозно-политическое движение в арабском мире, к которому монархии залива относятся примерно так же, как царское правительство России относилось к «народникам» и эсерам.
Казалось бы, коллективную борьбу монархий против Эрдогана должна возглавлять Саудовская Аравия – лидер арабского мира, хранитель двух святынь. Однако Реджепу Эрдогану удалось нанести серьезнейший удар по дипломатическим возможностям Эр-Рияда при помощи гениальной операции «Хашогги».
Турецкие спецслужбы подставили саудовского оппозиционера Джамаля Хашогги, позволили саудовским властям его поймать, пытать и убить в здании консульства Саудовской Аравии в Стамбуле
– и сняли все это дело на видеокамеры и диктофоны, заранее расставленные в диппредставительстве. После чего, выложив часть записей в прессу, передали полные записи американцам. Дипломатическое влияние Эр-Рияда резко упало, а де-факто правитель королевства кронпринц Мохаммед бин Салман (по приказу которого и убили Хашогги) превратился в какой-то степени даже в изгоя.
Поэтому лидерство в деле арабского сопротивления Турции взял на себя другой Мохаммед – наследный принц Абу-Даби и де-факто правитель ОАЭ Мохаммед бин Заид. Именно он часто выступает от имени стран залива с критикой Турции и ее агрессивных планов. Именно он называется главным спонсором антитурецких сил на Ближнем Востоке (например, в Ливии). Именно он пытается сколотить глобальную коалицию против Эрдогана.
Кое-кто может подсчитать, что эмиратский Мохаммед бин Заид является лишь ставленником своего саудовского друга Мохаммеда бин Салмана – но это не совсем так. Объединенные Арабские Эмираты давно претендуют на лидерство в Персидском заливе. Противопоставляют себя радикальной Саудовской Аравии как «приличное современное исламское государство*», способное найти общий язык с любым партнером, даже с Ираном и Израилем.
Эмираты пытаются продать себя американцам как лидера всех прогрессивных сил и идеального проводника западных интересов в арабском мире. Поэтому нынешнее противостояние Эрдогану является своего рода испытанием возможностей Мохаммеда бин Заида.
Обмен любезностями
И вот уже на всем пространстве от Марокко до Сирии разворачивается борьба ОАЭ с Турцией. Наиболее ожесточенно она идет в области «мягкой силы». Турецкие деньги против эмиратских денег, турецкая идеология против эмиратской, турецкая пропаганда против эмиратской.
Обе стороны обвиняют друг друга в стремлении дестабилизировать арабский мир. «Турция – вместе с Катаром и организацией «Братья-мусульмане» – пытается посеять хаос на Ближнем Востоке, используя в качестве прикрытия агрессивную и извращенную интерпретацию ислама», – писал министр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш. «Если вы спрашиваете, кто дестабилизирует этот регион, кто распространяет хаос, то мы без колебаний ответим, что это Абу-Даби, – говорил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. – Они вызвали смуту в Ливии и разрушили Йемен».
Обе стороны пытаются купить лояльность «аборигенов» в третьих странах, использовав их против «аборигенов» из лагеря соперника. В Ливии Турция и подконтрольные племена отбросили друга Эмиратов Халифу Хафтара от столицы Триполи. В Сирии Эмираты, по слухам, готовы были весной выплатить Башару Асаду миллиарды долларов для того, чтобы тот возобновил военные действия в Идлибе. Тогда сделка сорвалась из-за противодействия России. Однако сейчас – после действий Турции в Карабахе и возможного желания Москвы как-то на это ответить – Мохаммед бин Заид может повторить подход к дамасскому снаряду.
Впрочем, самым главным оружием Мохаммеда бин Заида остается дипломатия. Многие эксперты говорили о том, что уставшие от амбиций Эрдогана противники начнут объединяться.
И первый шаг в этом направлении сделал не Макрон или Путин, а Мохаммед бин Заид. Арабисты признают, что нормализация отношений между ОАЭ и Израилем приведет к оформлению альянса двух стран в том числе для противостояния турецкому влиянию.
Теперь Эмираты будут пытаться подтянуть к этому альянсу и европейцев. «Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ясно дал понять, что у него нет желания быть мостом между Европой и арабским миром. Вместо этого он решил изменить Турцию в соответствии с ее имперским прошлым и превратить ее в конкурента этих двух регионов», – говорит Анвар Гаргаш.
Вопрос в том, подтянут ли? Возможно, Мохаммеду бин Заиду и его арабским друзьям нужно смотреть не на северо-запад и даже не на далекий заокеанский запад (где Град на холме будет еще долго заниматься разгребанием авгиевых конюшен во внутренней политике), а на далекий север? На Россию, которая до сих пор балансирует и сохраняет хорошие отношения и с Эрдоганом, и с его противниками.
* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"