Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Эстонцы получили самоназвание только во 2-й половине XIX века. В составе России

9 сентября 2016
3 231
Эстонцы получили самоназвание только во 2-й половине XIX века. В составе России
Эстония – понятие, которое родилось в 1917 году, а слово «эстонец» — только во второй половине XIX века, как жили maarahvas — «люди земли» — непосредственно перед тем, как они начали называть себя эстонцами, почему коллективизм был у эстонцев в крови — об этом расскажет профессор эстонской истории Тартуского университета Тийт Розенберг. Сторонник депортации русских**.

•• Как выглядели Эстония и эстонцы в 1800 году?
Говоря об Эстонии, следует заметить, что Эстония – это позднее понятие: в качестве политического и географического названия оно родилось в 1917 году. До этого мы можем обсуждать площадь, населенную эстонцами – народностью, говорившей на эстонском языке, и находившуюся на территории двух губерний – Эстляндской (Северная Эстония) и Лифляндской (Южная Эстония, Сааремаа и Северная Латвия). Нарва тогда входила в состав Санкт-Петербургской, а Сетумаа – Псковской губернии.

На эстонской территории в начале 19 века проживало более полумиллиона человек, к началу 20 века численность населения удвоилась.

•• Правда ли, что в начале 19 века 90% эстонцев было селянами?
В 1800 году около 95% населения проживало в сельской местности, остальные 5% (25 тысяч человек) – в городах. Так как учет населения в то время велся по сословиям, то
дворяне и духовенство составляли примерно 0,6% населения, горожане и граждане городов – 4,2%, селяне – 95,2%.

Города по нынешним меркам были маленькие: в 1820-х годах в губернском городе Риге проживало 40 тысяч, в Таллине – 12 тысяч, в Тарту – 8 тысяч человек, не говоря уже о многочисленных городах с населением менее тысячи жителей.

Наше представление о сельских жителях зачастую очень упрощено. А они ведь разделялись на слои: львиную долю составляли крестьяне (около 60-70%). Второй основной слой – бобыли (10-20%), у которых не было земли или было ее очень мало, они жили на «милости» крестьян и мызников. Среди бобылей было множество людей с навыками ручной работы, которой они могли себя прокормить.

На бобылей в какой-то мере были похожи жившие на хуторах батраки (5-10%), которых использовали в сельхозработах, и слуги на мызах (садовники, сторожа, повара, кучера, прислуга – 5-10%). С ростом численности населения в последующие годы процентное отношение между слоями изменилось в сторону увеличения бобылей, батраков и слуг.

••
Когда вообще наш народ начал говорить о себе как об эстонцах?
На протяжении веков эстонские селяне противопоставлялись с точки зрения места жительства горожанам, а с точки зрения положения в обществе саксам – мызникам, служителям церкви и т.н. малым саксам – говорящим по-немецки и проживающим в сельской местности слугам на мызах и прочему свободно передвигающемуся народу, например, купцам.


Эстонцы получили самоназвание только во 2-й половине XIX века. В составе РоссииПонятия «эстонец» и «эстонский народ» в более широком, чем только разговорный язык, смысле были приняты в народе только во второй половине 19 века. Первым начал их популяризацию Йоханн Вольдемар Яннсен* в своем обращении, опубликованном в пярнуской газете Постимеэс «Здравствуй, дорогой эстонский народ». До этого эстонцы рассматривались как единое целое эстофилами, обращающими внимание на язык. «Эстонство» как понятие национальности – как раз плод их деятельности.

•• Были ли эстофилы преимущественно немцами?
Да.
Эстофилами, в основном, были говорящие по-немецки служители культа и т.н. друзья народа из других слоев населения, в том числе и среди мызников. Эти люди имели широкий кругозор, отличались гуманностью и считали необходимым учить живших в бедности селян. Они начали относиться к селянам как к согражданам с интересным языком общения и образ мышления.

•• Вернемся в 1800 год. Похожи ли были крестьяне в Вырумаа и на Сааремаа, и идентифицировали ли они себя одинаково?

[раскрыть]
Прежде всего, разделение существовало по приходам, затем по уездам (Харью, Тарту или острова). Обращали внимание на принадлежность к губернии – Эстляндской или Лифляндской. Кроме того, существовало разделение на островитян и жителей материка.


•• Как часто встречались жители разных областей? Сколько вообще в то время путешествовал крестьянин?
[раскрыть]
Большие изменения в сфере перемещений произошли во второй четверти века с отменой крепостного права. Распространенных в начале 19 века побегов становилось меньше. Самой частой причиной переездов было вступление в брак, причем переезжали, в основном, женщины.

Вообще люди ездили больше, чем принято считать. Селяне приезжали на берег, чтобы обменять зерно на рыбу, ездили на ярмарки. Работниками обменивались и мызники. Активные переезды начались в середине века.
Сильно различалась оседлость среди людей разного социального статуса. Больше передвигались жившие при мызах. Прислуга и конюхи со своими господами порой ездили в Петербург и даже в Западную Европу.

•• Как в начале 19 века выглядело шоссе Таллин-Тарту? Насколько безопасно было вообще путешествовать?
Это было почтовая дорога, по которой ездили экипажи и обозы. Путешествовать было достаточно безопасно. Дорожные ограбления случались лишь изредка, про шоссе Таллин-Тарту таких случаев мне не вспоминается. В то время больше боялись ненастья и, может быть, волков, но не грабителей.

Вообще граница губернии была довольно важной, деловых поездок между губерниями совершалось достаточно мало. Из Тарту чаще ездили в Ригу, чем в Таллин. Ситуация изменилась только с появлением железной дороги.


•• Какое образование было у эстонского крестьянина в начале 19 века? Умел ли он читать и писать?
Уже к концу 18 века читать умело более половины крестьян Лифляндии, что близко к показателям других протестантских стран. В Эстляндии умевших читать было несколько меньше. Умение читать, проверявшееся пасторами, в основном ограничивалось чтением заученных церковных текстов. Чтение, направленное на изучение новых текстов и приобретение знаний, было среди эстонских крестьян все же редкостью. То же можно сказать и об умении писать.

•• В музее Rocca al Mare в основном собраны образцы зданий второй половины 19 века. Был ли тот же тип домов распространен полувеком ранее?

[раскрыть]
Да, конечно. Кроме того, в первых десятилетиях 19 века «друзья народа» и мызники стали обсуждать, какой жилой дом больше всего подошел бы крестьянам, так как жилая рига со своим дымом вредила зрению и здоровью. Был даже объявлен конкурс на наиболее подходящее жилье, но от риги отказаться не удалось из-за ее функциональности.


•• Можно ли сказать, что в начале 19 века эстонец жил в тесном, темном и дымном помещении вместе с животными?
В общем да, так оно и было. Позднее стали рубить окошки, затем строить дымоходы, затем выселили из жилых помещений животных. И еще позднее стали строить отдельные жилые дома. Воды не было, жили в дыму. Не было и туалетов, которые появились лишь во время Эстонской Республики.

•• В представлении современного человека, тогда жили в грязи...

[раскрыть]
Да. Многие путешественники об этом писали и не могли понять, как так можно жить – вместе с животными и птицами.


•• Но ведь при таком укладе жизни особой приватности не было? Я имею в виду интимную близость...
Да, это было естественно. Приватности действительно было мало. Может, это некрасиво звучит, но жили стадом, это было неотвратимо, особенно зимой. Нужно было сохранять тепло, животных нужно было содержать и зимой. Так и жили все в куче.

•• Какая была в то время продолжительность жизни?

[раскрыть]
Средняя предполагаемая продолжительность жизни в Эстонии в начале 19 века составляла 35 лет. Очень высокой была смертность среди детей в первый год жизни.


•• Если удавалось пережить детство, сколько лет жил человек?
[раскрыть]
Людей старше 50 лет было мало, но некоторые доживали и до 100 лет. Смертность среди женщин была высокой, рожали ведь много.


•• Если 35-летний мужчина ломал ногу, то что дальше?
[раскрыть]
Была народная медицина и свои целители, которые помогали во многих случаях. Если болезнь не была смертельной, то выздоравливали. Многие оставались инвалидами. Если человек при этом терял трудоспособность, то он шел по миру, семейных содержала семья. Если хуторяне не были в состоянии содержать хутор, мыза назначала новых хозяев.


•• Совсем на улицу никого не выкидывали?
Нет,
деревенское сообщество заботилось обо всех, своих бродяг кормили. Коллективизм был очень силен, иначе было не выжить.

•• Каким было меню крестьянина начала 19 века?

[раскрыть]
Основной пищей служил хлеб, остальное было второстепенным. Ржаной хлеб и ячменный корж. Если год был урожайным, то просто так, а если не очень, то подмешивали, например, сосновую кору.

Варили кашу из круп и суп из чечевицы. Различные зерновые каши и похлебки тогда были намного значимее, чем позднее. Очень важным овощем была репа.

Где-то с 1830-х годов в меню стало появляться все больше картофеля, и это помогло пережить голодные годы, так как неурожая и зерновых, и картофеля одновременно в общем-то не бывает. С хлебом ели салаку. Из молочных продуктов самой важной была простокваша, в летнее время ее смешивали с водой и ячневой мукой.

•• Как часто ели мясо?
Мясо попадало на стол относительно редко и, в основном, осенью. Мясо обычно варили в супе, но к рождеству запекали и в печи. Были и такие семьи, которые могли разнообразить меню рыбой и дичью. Дичь же была собственностью мызника, поэтому такие случаи были ничем иным как браконьерством.


•• Много ли эстонцы пили?
[раскрыть]
Пьянство стало серьезным бичом в начале 19 века. До этого варили и пили пиво, по рабочим дням употребляли домашний квас. Но в конце 18 века на мызах начали гнать водку, которая стала для мыз серьезным источником дохода. Отход производства водки – барда – использовалась для подкормки телят, вследствие чего выросла продажа мяса в города. Стада гоняли даже в Петербург.


•• Как быстро пьянство стало социальным злом?
[раскрыть]
Корчмы в качестве оплаты за спиртное принимали зерно. В домах оставалось зерна меньше, чем было необходимо для выживания, поэтому в дело даже пришлось вмешаться правительству. Пили, в основном, мужчины. Пили в корчме или приносили водку с мызы. О женском пьянстве известно мало.

•• В каком возрасте в начале 19 века человек становился взрослым?

21 год был важным рубежом. Также важной была конфирмация, после которой мужчина имел право жениться. Для женитьбы, кстати, нужно было уметь читать, знать «отче наш» и десять заповедей.

•• Одежду тогда изготавливали собственноручно или уже покупали?
В то время все делали дома. Ткали ткани, изготавливали обувь.

•• Сколько приходилось работать детям и когда они начинали это делать?
Крестьянские дети работали сызмальства – сначала они помогали матери по дому, особенно присматривать за младшими детьми, затем они ходили за стадом, позднее начинали работать в поле.

•• Сегодня у нас есть понятия рабочего и свободного времени и отпуска. Значило ли что-то понятие свободного времени для крестьянина в ту пору?
Тогда передохнуть можно было между работами или в пути с одного рабочего места на другое, а также зимой, когда уличных работ было мало, а день был коротким. Но и дома дел хватало – женщины рукодельничали, мужчины занимались ремонтом и изготовлением инструментов. По-настоящему отдохнуть можно было, пойдя в церковь, и по праздникам – народным или церковным, – а также в дни семейных торжеств. Но и в такие дни кто-то должен было оставаться «в лавке», просто так бросить хозяйство крестьяне себе позволить не могли.

•• Если жизнь была такой бедной и простой, как отмечали праздники? Было ли рождество важнейшим праздником? Преподносили ли подарки? Ставили ли елку?
Праздников было много, они были связаны, прежде всего, с важными днями. Важными с точки зрения хозяйства считались день Тыниса (в середине января, когда должна была оставаться половина заготовленной еды для скота), масленица (последний день перед великим постом), Юрьев день (23 апреля, день, когда просыпается природа и можно начинать полевые работы), Яанов день (24 июня, летний праздник, с днем летнего солнцестояния стал связан только после реформы календаря 1918 года), день Михкеля (в середине октября, символизировал конец летнего полугодия, начатый Юрьевым днем), и рождество. Корни многих праздников уходят в дохристианские времена. В основном, все они стояли на службе сельского хозяйства и животноводства, связанные с ним обычаи, традиции и ритуалы должны были принести счастье, здоровье и доход.

Рождество – старый и длинный праздник со множеством традиций, но современное преимущественно церковное, а сейчас – прежде всего коммерческое значение он приобрел сравнительное недавно. В деревне приносить в дом ели и дарить подарки начали только в конце 19 века по примеру мызников, широко же эти традиции распространились лишь во времена Эстонской Республики. В начале 19 века в дом приносили пучки соломы, сена и снопы пшеницы. Посещение церкви на рождество стало традиционным только в начале 20 века.
C сайта «Моя Эстония»


_________________
* Первым официально стал использовать в качестве названия народа словосочетание эстонский народ (эст. eesti rahvas).
До XVIII—XIX вв. эстонцы называли себя maarahvas, что буквально значит «народ земли», то есть занимающийся земледелием (Ariste, Paul (1956). Maakeel ja eesti keel. Eesti NSV Teaduste Akadeemia Toimetised 5: 117-24; Beyer, Jürgen (2007). Ist maarahvas (‚Landvolk‘), die alte Selbstbezeichnung der Esten, eine Lehnübersetzung? Eine Studie zur Begriffsgeschichte des Ostseeraums. Zeitschrift für Ostmitteleuropa-Forschung 56: 566—593.)
** Подпись профессора Розенберга стоит под документом с такими словами «После распада Советского Союза было бы естественным, если бы якобы демократическая Россия стала прилагать усилия к репатриации своих переселенных на чужбину сограждан...» http://www.veneportaal.ee/politika/06030501.htm
Поделиться: